АвторСообщение
Maximus
администратор


Сообщение:1873
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:6
ссылка на сообщение  Отправлено:22.07.11 17:34.Заголовок:"Лезвие меча". Битва при Варее. Отчёт


Наши субботние встречи с Андреем продолжаются. На этот раз (16 июля) мы отыграли сражение у небольшого местечка Варей (это где-то на юге Франции), где в 1325 году сошлись армии графов Дофине и Савойского. Аристократы эти не самые богатые и влиятельные, поэтому и армии у них были не очень большие, зато практически полностью конные.
Сражение у Варее – это один из сценариев модуля Epées et Couronne («Меч и корона») из серии Au fil de l'épée («Лезвие меча») французских разработчиков. Некоторые игры серии выходили во французском варгеймерском журнале VaeVictis, а модули с несколькими сценариями в каждом издаёт фирма Canons en Carton. Правила игры доступны на русском (обращайтесь ко мне).

Как это было.
Игра началась с выбора сторон. Кубик решил, что я буду управлять армией савойцев, а Андрей будет играть роль графа Дофинского (в то время это было обычное графство и слово «дофин» ещё не было обозначением наследника французского престола).


Всё готово для сражения. У Андрея первый ход.

Савойцы в этом сценарии в меньшинстве, кроме того, изначально они осаждают замок, в котором засел один из сторонников дофинцев. Армия графа Дофине должна снять осаду с замка и разгромить савойский лагерь (дофинский игрок получает доп. Победные очки за выход войск из замка и за то, что в лагере не осталось ни одного савойца).
Войска в игре состоят из групп отрядов – баннеров, которые подчиняются каждый своему рыцарю-командиру. У командиров есть рейтинг (от 1 до 4), в соответствии с которым они активизируются (1 – самые быстрые, 4 - медленные).
Из начала игры запомнилась тройная атака немецкого барона Х (увы, имён не запомнил, надеюсь на помощь Андрея, надеюсь, у него память лучше). Как рассказал Андрей, в реальности барон отличался большой храбростью и силой и в бою орудовал увесистой палицей. В игре это соответствует боевому бонусу +4 (лучший бонус в игре, у остальных командиров от +1 до +3). Барон во главе отряда рыцарей помчался в кавалерийскую атаку, которая может повторяться в игре до трёх раз, что и произошло. Отряд барона трижды атаковал противника и продвинулся далеко вперёд. Один отряд противника бежал, второй стал дезорганизованным.
Правда, рыцари барона стали уставшими и после этой атаки отряд так и не смог восстановиться до конца боя. У Андрея тоже был свой «уберюнит» - отряд испанских рыцарей с бонусом командира +3. Этот отряд провёл несколько успешных атак в центре и на левом фланге и можно сказать, дезорганизовал этот фланг к концу игры. Действия испанцев позволили другому отряду рыцарей атаковать один из моих отрядов и взять его командира в плен, после чего его баннер стал почти неуправляем. В центре лично командир армии дофинцев, граф Гуго VII пробил брешь в линии савойцев и доскакал до самого их «палаточного городка» - лагеря. Я немедленно послал свирепого барона в погоню за Гуго. Хода три потом он гонял его по тылам практически без результата (опять пресловутые «усталость + отступление»). В конце игры Андрей решил воссоединить командира с его армией и двинул Гуго в обратную сторону, навстречу бою, но его вновь атаковал барон, загнав поближе к другим савойским отрядам. В результате в фазу бегства граф Дофине не смог никуда двинуться и был взят в плен. Этот момент, кстати, в правилах прописан очень неясно. Например, в правилах особо указано, что при бегстве по результатам боя (именно по результатам) отряд не может проходить сквозь вражеские отряды. А при бегстве в специальную фазу про это ничего не говорится, так что, можно бежать через вражеские отряды? Также и про невозможность бежать вплотную к противнику говорится только косвенно, мол, разрешается отклоняться при бегстве от прямой линии, чтобы избежать уничтожения или избежать приближения вплотную к противнику.

Боевая система.
Расскажу подробнее о боевой системе. Вначале подсчитывается множество модификаторов: за местность, за качество войск, за типы войск, за численность войск, за атаку в тыл, за кавалерийскую атаку, за бонус командира. В итоге должно получиться число не больше 7, которое прибавляется к броску D10. Интересно, что результатом атаки не может быть уничтожение отряда, а только: усталость, дезорганизация, отступление, бегство. Учитывая, что в игре нет Зон Контроля, отряд может спокойно отступать в соседний с противником гекс, поэтому для того, чтобы уничтожить отряд, нужно его предварительно полностью окружить (а может быть и нет, я уже упоминал про неоднозначность правил на бегство).
Ещё из странностей: есть правило, по которому из нескольких возможных модификаторов выбирается наилучший для обороняющегося отряда. Вроде бы всё логично, но на деле получаются странные вещи. Скажем, отряд рыцарей атакует конных сержантов (+1 за превосходство в типе отряда), наступая на них вниз по склону (ещё +1) и имея равную численность, допустим, 5 к 5 (ещё +1 за отношение численности 1:1). Теперь пусть к атаке рыцарей подключается отряд конных сержантов силой 4, атакующий противника не с холма, а с того же уровня местности. Тогда модификаторы за тип отряда и местность становятся равными 0, а за численность (9 к 5 округляется до 1:1) остаётся прежним. Итого, подключив к атаке дополнительный отряд, мы потеряли модификатор +2. Это ещё не говоря о том, что получив неблагоприятный для атакующих результат (усталость, дезорганизация), применить его надо будет к обоим отрядам. Это что, способ воспроизвести низкий уровень взаимодействия отрядов? Почему бы тогда просто не запретить объединение отрядов в атаке.

В игре за 4 часа в потерях у нас было всего три отряда, причём не убитые, а сбежавшие с поля боя. Вначале ещё есть какие-то шансы нанести решительный урон в виде бегства, но потом, когда отряды становятся усталыми и дезорганизованными, бои становятся похожи на взаимное толкание – основной результат или отступление или отступление плюс усталость. А поскольку усталый отряд дополнительную усталость игнорирует, то фактически бой приводит просто к отступлению на 1 гекс.
Надо сказать, что боевая система получилась довольно утомительной. Подсчёт множества модификаторов, бросок – отступление на 1 гекс, подсчёт модификаторов, бросок – ничего (есть и такой результат). Отступление для отряда считается результатом хуже чем усталость (согласно таблице боя), хотя по игре скорее наоборот – усталость ухудшает характеристики отряда, а отступление позволяет отступившему отряду на следующий ход проводить кавалерийскую атаку с разгона и получить за это очень хороший бонус (+3).

Итоги. Впечатления от правил.
Итого, за 4 часа нами было сыграно 5 ходов, проведено более 100 боёв, уничтожено 3 отряда. Я не большой специалист по средневековью и мне тяжело судить, насколько правдоподобно выглядит ход и результат сражения. Но то, что довольно сложная процедура боя с кучей модификаторов приводит к почти нулевому результату, конечно, обескураживает. Преимущества в численности, типе, качестве отрядов дают, как правило, по +1 к броску каждое. А бонус командира может давать до +4. Почему бы тогда все параметры отряда не свести в один боевой рейтинг. Тогда не надо будет справляться ни с какими таблицами соответствий типов, а просто рейтинг отряда суммируется с бонусом командира и вычитается соответствующая сумма противника. Останутся только дополнительные рейтинги за местность, атаку с разгона, атаку в тыл. Кстати, бонус за атаку в тыл я бы тоже убрал: пока мы не вспоминали про него, мы проводили нормальные кавалерийские сшибки, а как только вспомнили, началось вальсирование вокруг отрядов. По-моему это не очень исторично. Не представляю отряд рыцарей, который видя перед собой противника, не несётся тут же на него, а проскакивает мимо и нападает с тыла. Учитывая то, что у противника нет возможности среагировать на заход в тыл, это выглядит ещё более нереалистично.
С состояниями отрядов тоже не всё просто. Есть два параметра – усталость и организация. Усталость ухудшает параметры, а дезорганизация даёт отрицательный бонус к бою. В результате получается куча состояний, некоторые с игровой точки зрения не различаются, например бегущий-усталый от бегущего-неусталого. Почему бы не выстроить их в одну линейку: нормальный-усталый-дезорганизованный-бегущий? Можно даже сократить её до трёх состояний.
Наиболее удавшаяся часть правил это активизация командиров и инициатива. Там есть интересные решения, например внеочередная активизация своего лидера. Есть ещё возможность активизировать вражеского лидера, но это, по-моему, гораздо менее выгодно. Ещё нас смутило отсутствие маркеров завершённой активации для командиров. Хотя мы почти не путались в том, кто уже походил, а кто нет, но на это приходилось тратить часть внимания и, надо признаться, несколько выматывало (тем более в этот жаркий июльский денёк). Непонятно, почему нельзя было на обратной стороне фишек командиров поместить маркер «закончил». Вместо этого там помещён командир-заместитель, хотя он используется только в случае, когда лидер убит, в других случаях (ранение и пленение) используются другие фишки, так что обратная сторона командиров используется очень нерационально.
В общем, итог такой: система довольно интересная, но требует упрощения. На мой взгляд, это пойдёт ей на пользу.

Постскриптум. Наши ошибки.
Похоже, мы всё-таки неверно отыгрывали некоторые моменты.
Во-первых, бегущие отряды, скорее всего, могут двигаться в соседние гексы с противником, просто выход из каждого такого гекса стоит +1 ОД дополнительно. А разрешение бегущим отрядам сворачивать от встречи с противником следует рассматривать как вариант выбора пути, меньшего по стоимости движения. Так что Гийом Дофинский не попал в плен, а спокойно продвинулся в сторону своих войск на 3 гекса (вместо 6).
Во-вторых, при активизации командира армии могут двигаться ВСЕ отряды в пределах его радиуса командования, у нас же командиры армии активизировали, как и обычные командиры, только отряды своего баннера.

Фото будут

Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов -20 [только новые]


Maximus
администратор


Сообщение:1874
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:6
ссылка на сообщение  Отправлено:22.07.11 17:57.Заголовок:Начальная расстановк..


Начальная расстановка:



Немецкий барон ринулся в атаку (виден бегущий отряд под маркером Deroute):



Испанские "гранды" отогнали барона:



Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:1875
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:6
ссылка на сообщение  Отправлено:22.07.11 18:01.Заголовок:Выдвигаю рыцарей на ..


Выдвигаю рыцарей на правый фланг, но Андрей успешно блокирует мою кавалерию:



Выстраиваю линию на своём левом фланге:



Дофинские сержанты врываются в город:


Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:1876
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:6
ссылка на сообщение  Отправлено:22.07.11 18:04.Заголовок:Вновь играем симметр..


Вновь играем симметрично, у каждого есть баннер в резерве для атаки и охвата по удобной равнинной местности:



Войска сошлись на левом фланге, Андрей атакует с холма, доходит до немецкого барона, пытающегося восстановить порядок в своём отряде рыцарей, однако атаковать его уже не может (его конные сержанты слишком устали для повторной атаки):



Гуго Дофинский прорывает линию савойцев и входит в их лагерь. Поскольку он вступил туда по результатам боя, его рыцари не разбегаются в поисках добычи:


Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:1877
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:6
ссылка на сообщение  Отправлено:22.07.11 18:10.Заголовок:Немецкий барон, атак..


Немецкий барон, атаковав Гуго с тыла, прогнал его через весь лагерь. Левый фланг держит моя пехота, а кавалерия на правом фланге атакует:



Гуго загнан и прижат к окраине города. Мы решили, что он не может бежать вплотную к противнику, и поэтому пленён. Похоже, это не так:



Похоже, Гуго мог отступить сюда:


Всё!

Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreas



Сообщение:1972
Зарегистрирован:30.05.09
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:22.07.11 18:42.Заголовок:В целом Максим все о..


В целом Максим все отразил верно, мне остается только добавить свои примечания и впечатления.

Варе — это заслуженно забытое сражение Средневековья за спорное шато одноименного названия между добрыми соседями савойцами, ведомыми 42-летним графом Эдуаром при поддержке отряда бургундцев, и подданными дофина Вьеннуа. 16-летнего Гига VIII, который оказался отличным воином, правда, погиб, не дожив и до 30. Исторически дофинцы победили, взяв в плен всю элиту графства Савойского, каковая, впрочем, выкупилась за большие деньги. Впоследствии все дрались бок о бок в битве при Касселе на стороне французского короля и пожали большую славу.

Нарядное небольшое поле и яркие фишки наводили на мысль о том. что пуля дура, а штык — молодец, поэтому я опрометчиво захватил еще и авианосцы. Началось все атакой Брабансона — некоего анонимного немецкого наемника на савойской службе — на колонну дофинцев, закончившейся смятием последней. У дофинцев, однако, нашелся свой «брабансон» в лице великого каноника Альберта Испанского. Не знаю, к какому-такому капитулу этот каноник принадлежал, но что был рейтинг его велик, это точно. С Брабансоном они сцепились намертво.

До этого момента игра шла несколько в гору — прилаживались к правилам, а после пошла бодро, свежие отряды перебрасывались на открытый фланг, линии бросались друг на друга, прорывались и откатывались, но когда все отряды преломили копья, все стало тормозиться. Выяснилось, что «несвежие» отряды ничего особого друг с другом сделать не могут: все результаты были типа «устал-оступил». А усталость с усталостью не складывается. К тому же приходилось раз за разом считать модификаторы. Хорошо хоть на счетах.

В общем-то модификаторы сопоставимы по количеству с другими подобными играми — GBOH, MOI, MPBS — но тут как-то очень уж тяжело убить отряд, о чем я, впрочем, писал еще в отчете по Моргартену. Вражеский отряд надо тюкать, пока он не устанет. Потом тюкать, пока он не обескуражится. Потом — пока не побежит. Потом — пока не уничтожится. При этом тюкающий отряд тоже, скорее всего, устанет и обескуражится. Вскоре я уже высказал пожелание, что хорошо бы к этой игре прилагался автоматический определитель модификатора броска кубика. Потом — что эффективная и проворная игра в эту систему требует оценки модификатора на глаз. Последний ход мы даже не стали доигрывать — зажарились в доспехах и устали махать мечами.

Впрочем, можно все-таки надеяться, что стерпится-слюбится. Впереди еще Боже, Вернейль и Монлери.

Ни мира, ни войны! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Oleg



Сообщение:75
Зарегистрирован:09.03.11
Откуда:Україна,Рівне
Репутация:0
ссылка на сообщение  Отправлено:22.07.11 22:42.Заголовок:Maximus пишет: , на..


Maximus пишет:

 цитата:
, насколько правдоподобно выглядит ход и результат сражения. Но то, что довольно сложная процедура боя с кучей модификаторов приводит к почти нулевому результату, конечно, обескураживает



Хотя западноевропейское средневековье тоже мне ен очень интересно, кой-чего читали.

Наверное, правдоподобно.
Бои рыцари-рыцари кроме нескольких эпизодов 100 летней войны были вялыми, некровопролитными и таки скорее походили на бодание в клинче двух плохоньких тяжеловесов.

"ніяких совітів робочих депутатів, монархічних організацій і взагалі організацій, котрі намагатимуться захопити владу, я не допущу...Ми боремося за самостійну демократичну Українську Республіку, а не за Росію, яка б вона не була - монархічна чи більшовицька." - от. Петро Болбочан Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:1880
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:6
ссылка на сообщение  Отправлено:24.07.11 19:53.Заголовок:Да, наверное всё так..


Да, наверное всё так и было. Но если из десяти сшибок только одна приводила к решительному результату, это же не значит, что в игре необходимо воспроизводить все эти девять безрезультатных столкновений.

Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Seleucus



Сообщение:221
Зарегистрирован:12.07.09
Откуда:Питер
Репутация:3
ссылка на сообщение  Отправлено:25.07.11 22:08.Заголовок:Maximus , Andreas С..


Maximus ,
Andreas
Спасибо за отчет! Особенно за фоторепортаж!
Сейчас как раз в процессе чтения(вычитки) правил, пока добрался до середины.
Из того что уже прочитал, удивили правила на группировку (stacking). Сначала говорят, что в общем случае группировка отрядов запрещена, а потом оказывается, что в некоторых битвах группировать отряды все же можно, и затем целая страница специальных правил про группировку. Может вместо группировки в тех битвах можно было просто как-то изменить параметры отрядов?

Maximus пишет:

 цитата:
Но если из десяти сшибок только одна приводила к решительному результату, это же не значит, что в игре необходимо воспроизводить все эти девять безрезультатных столкновений.


Кстати, мне тут такая мысль в голову на эту тему пришла, ведь в правилах сказано, что бой никогда не является обязательным, так? Может быть тогда игрокам просто не стоит затевать бой, если мало шансов на получение хорошего результата? Вместо этого попытаться создать решительное преимущество в одном месте и там атаковать?
Я правда еще ни разу в игры этой системы не играл, так что это просто мысли вслух.
Просто вот в Ancient Battles Deluxe, например ближний бой тоже дело добровольное, но новички постоянно пытаются провести все возможные ближние бои, но боевая система Ancient Battles Deluxe наказывает за неподготовленные атаки, поэтому с опытом игроки перестают атаковать там, где видят мало шансов на успех.

Не говори: «Отчего это прежние дни были лучше нынешних?», потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом.
— Екклесиаст
Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreas



Сообщение:1980
Зарегистрирован:30.05.09
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:26.07.11 07:03.Заголовок:Группирования отрядо..


Группирования отрядов в этой битве не было, вот в «швейцарском» модуле группировались ополчения. В Варе ополченцы — это довольно здоровенный по численности отряд с низким качеством.

Очень возможно, что система действительно подталкивает к сокращению числа рукопашных боев из-за трудности достижения решительного результата в них. В принципе заставить противника быстро терять уровни дезорганизации можно, если ему некуда отступать по результатам боя (или придется отсупать вперед во фронтальные шестиугольники). Но надо учесть, что маневрирование в непосредственной близости от неприятеля очень ограничено (два очка движения приходится затрачивать на смену равнения в его фронтальных шестиугольниках — этот момент мы с Максимом тоже упустили — и одно очко на выход из его фронтальных шестиугольников). Еще надо отметить пеструю организацию, например, тех же дофинцев — из 7 баннеров в поле 5 по две фишки, только одна из которых — конная, и 6-й (великого каноника) состоял вообще из одной! Т.е. координация баннеров тоже затруднена, как и возможности проведения ими по отдельности больших эффективных атак.

А единственными уничтоженными отрядами с обеих сторон были бегущие жандармы, провалившие тест на сбор.

В общем, вопрос эффективной игры в Au fil de l'épée по-прежнему стоит на повестке дня, но добровольное сокращение числа бессмысленных боев — идея интересная...

Ни мира, ни войны! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreas



Сообщение:1981
Зарегистрирован:30.05.09
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:26.07.11 13:18.Заголовок:Мы, кстати, позабыли..


Мы, кстати, позабыли про способность командарма задействовать все отряды в своем командном радиусе, а не только свой баннер, о чем Максим писал. Хорошее средство для нанесения массированных ударов.

Фредерик дал кларификацию относительно бегства Гига: отряд уничтожается при бегстве, только если он не может потратить все очки движения и двигаться к своему краю карты. Подходить к вражеским отрядам можно.

Ни мира, ни войны! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:1881
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:6
ссылка на сообщение  Отправлено:26.07.11 23:23.Заголовок:Seleucus, В действен..


Seleucus,
В действенности добровольного ограничения я сомневаюсь. Ты сам говоришь, что в AVD система наказывает не в меру агрессивного игрока. Здесь же этого нет. Почти в любом бою ты можешь сильно проиграть, но с такой же вероятностью (с очень малой) можешь и победить.

По мне, лучше за каждого атакующего проходить тест на качество. Не прошёл - атака вялая безрезультатная, прошёл - схватка приняла решительный характер, считаем модификаторы и т.п. согласно обычной последовательности проведения боя. Только вот таблицу результатов надо будет править, убрать неэффективные результаты. Тогда объявлять атак можно столько же, а в реальности будут проводиться половина-треть. Вот только таблицы результатов у меня под рукой нет, я бы попытался её подправить. Андрей, не пришлёшь? Я знаю, ты владелец "домашнего умножителя сущностей" :)

Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreas



Сообщение:1983
Зарегистрирован:30.05.09
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:27.07.11 10:03.Заголовок:Я почитал ветку сист..


Я почитал ветку системы на CSW, и вопросы там задают одни и те же, как пророку Самуилу в «Золотом теленке»: почему на таблице боя нет решительных результатов и можно ли бегущим отрядам сближаться вплотную с вражескими?

Те же таблицы есть и в онлайн-правилах у Бея на веб-сайте, но, мне кажется, получится совсем другая игра, а я все-таки хочу понять авторский замысел.

Ни мира, ни войны! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Seleucus



Сообщение:223
Зарегистрирован:12.07.09
Откуда:Питер
Репутация:3
ссылка на сообщение  Отправлено:27.07.11 17:44.Заголовок:Maximus Maximus пиш..


Maximus
Maximus пишет:

 цитата:
В действенности добровольного ограничения я сомневаюсь. Ты сам говоришь, что в AVD система наказывает не в меру агрессивного игрока. Здесь же этого нет. Почти в любом бою ты можешь сильно проиграть, но с такой же вероятностью (с очень малой) можешь и победить.


Наверное ты прав. :)
Maximus пишет:

 цитата:
По мне, лучше за каждого атакующего проходить тест на качество.


То есть тест по качеству отрядов? Как при сборе? Но тогда войска с плохим качеством будут реже способны к атаке, возможно баланс сценариев нарушится, возможно и правда тогда

 цитата:
получится совсем другая игра



Andreas пишет:

 цитата:
а я все-таки хочу понять авторский замысел.


Я тоже хочу. Может это просто не доработка?

Divide and rule, a sound motto. Unite and lead, a better one.
Johann Wolfgang von Goethe
Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:1884
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:6
ссылка на сообщение  Отправлено:27.07.11 18:13.Заголовок:Seleucus пишет: То ..


Seleucus пишет:

 цитата:
То есть тест по качеству отрядов? Как при сборе? Но тогда войска с плохим качеством будут реже способны к атаке, возможно баланс сценариев нарушится, возможно и правда тогда

Они и сейчас реже способны к результативной атаке, поскольку отношение качества используется как модификатор. Так что баланс здесь сильно не нарушается. Можно привязать не к качеству, а к разности качеств атакующего и обороняющегося, при равном брать вероятность 50 или 30 процентов, а разность добавлять как модификатор.

Seleucus пишет:

 цитата:
Я тоже хочу. Может это просто не доработка?

По-моему, всё ясно. Автор хотел показать, как проходили бои в действительности - куча безрезультатных сшибок, низкие боевые потери, бегство с поля боя. Ему всё это удалось. Так сказать, пренебрёг играбельностью в пользу историчности. Каждому своё. :)

Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:1885
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:6
ссылка на сообщение  Отправлено:27.07.11 18:14.Заголовок:Andreas пишет: Я по..


Andreas пишет:

 цитата:
Я почитал ветку системы на CSW, и вопросы там задают одни и те же, как пророку Самуилу в «Золотом теленке»: почему на таблице боя нет решительных результатов и можно ли бегущим отрядам сближаться вплотную с вражескими?

И что ответил Фредерик Французский алчущим знания? :)

Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreas



Сообщение:1987
Зарегистрирован:30.05.09
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:27.07.11 18:34.Заголовок:Да в общем-то, что 1..


Да в общем-то, что 1) это не баг, а фича и 2) можно, т.к. зон контроля нет.

Вообще наиболее резко выразился Дэвид Хьюз (известный обличитель нацизма в варгеймах): «Наша партия быстро деградировала до фарса». А его оппонент добавил, что попытался переиграть игру соло, но убиенных было в итоге только пара убежавших, а все остальные просто устали.

На них, впрочем, нашлись любители системы, которые объявили им, что они неправильно играли тактически, что противника надо изматывать малоценными отрядами, рыцарей беречь, на основную линию врага не бросать, только на фрагменты, делать как можно больше последующих атак, бегущих преследовать и уничтожать кавалерией, свою линию строить солидно, но так, чтобы были возможны бегство и маневр, противника стараться завалить на его же фронт.

По крайней мере, ясно, что есть группа поклонников системы, как европейцев, так и американцев, которые любят ее как есть. Оливье Ревеню и вовсе пел Фредерику за нее дифирамбы, хотя сейчас эти два светила французского варгейма, говорят, друг с другом не разговаривают. Как все похоже!

Ни мира, ни войны! Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Seleucus



Сообщение:227
Зарегистрирован:12.07.09
Откуда:Питер
Репутация:3
ссылка на сообщение  Отправлено:27.07.11 19:52.Заголовок:Дело ясное - надо кл..


Дело ясное - надо клеить, а потом резать.
А потом играть!

Divide and rule, a sound motto. Unite and lead, a better one.
Johann Wolfgang von Goethe
Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreas



Сообщение:2011
Зарегистрирован:30.05.09
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:08.08.11 18:45.Заголовок:Бремюль


Любопытная информация у Дельбрюка про сражение при Бремюле 20 августа 1119 г. между английским королем Генрихом и французским Людовиком VI: из источников следует, что из 900 сражавшихся, из которых 500 было на стороне Генриха, а 400 на стороне Людовика, погибло всего 3; 140 французов были взяты в плен англо-норманнами, т.к. рыцари щадили друг друга.

Не это ли сражение послужило основой системы (как Ватерлоо для «Наполеоники-20»)?


Пусть Бонапарт наполняет свои легионы; я ничего другого от вас не требую, как возвращения моих солдат, и если вы сего не исполните, то я найду себя принужденным прервать с вами все сношения, существующие между просвещенными воюющими нациями. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:1905
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:6
ссылка на сообщение  Отправлено:08.08.11 22:58.Заголовок:Мне кажется, там бол..


Мне кажется, там большинство сражений были такими. Живой враг стоит дороже :)

Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreas



Сообщение:2012
Зарегистрирован:30.05.09
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:09.08.11 06:45.Заголовок:А вот, например, при..


А вот, например, при Вернейле в позднюю столетнюю войну (из этого же модуля) согласно «сопроводительным документам» англичане перебили всех попавшихся им в плен шотландцев, потому что они были на тот момент в мире с шотландским королем, и всех сражавшихся за французов записали в предатели.

А Варе, которое мы играли, по многим признакам вообще аномальное сражение по числу лидеров: их там больше, чем в самом большом сражении системы (Лас-Навас-де-Толоса).

Пусть Бонапарт наполняет свои легионы; я ничего другого от вас не требую, как возвращения моих солдат, и если вы сего не исполните, то я найду себя принужденным прервать с вами все сношения, существующие между просвещенными воюющими нациями. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 72
Права: смайлыда,картинкида,шрифтыда,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет




Battles-Magazine-13 Cесил Скотт Форестер и другие... неопубликованные переводы... неизвестные книги...