АвторСообщение
Maximus
администратор


Сообщение: 1633
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: РФ, Москва
Репутация: 5
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.01.11 23:37. Заголовок: Отчёт об игре Меч Рима. Этрусский экспресс.


Сегодня мы сыграли в замечательную игру Sword of Rome<\/u><\/a> от GMT Games. Играли вчетвером: Илья, Павел, Валерий и я. Павел с Валерием – новички в игре, Илья – ветеран, сыгравший почти за все стороны, а я играл всего лишь раз на пару с Luckych`ом, за галлов.
Изначальная расстановка, распределение карт, разъяснение некоторых «непоняток» в правилах и просто «разговорчики в строю» заняли достаточно много времени, поэтому первый ход у нас начался около часа дня. Илья решил играть за галлов, поскольку он не играл только за эту сторону. Остальные державы мы решили распределить по жребию. Павел вытащил из судьбоносной чашечки греческий маркер, я – этруско-самнитов, Валере достались римляне.
Я постараюсь описать ход игры, хотя конечно что-то упущу и что-то перепутаю. Заранее прошу прощения и надеюсь на то, что другие игроки меня поправят и дополнят.



Начало игры.
Игру начал Илья и начал её агрессивно - его галлы атаковали моих мирных этрусков в Пизе. Павел, попытался предотвратить это нападение, сыграв против галлов карточку, которая заставляет половину армии остаться на месте. Но Илья решил тем не менее провести атаку. Численное преимущество давало галлам модификатор +7, этруски могли же противопоставить этому лишь модификатор +2 за счёт тактических талантов лидера и за оборону в подконтрольной области. Итого +5, победа галлов в бою не вызывала сомнений. И тут начал проявляться своеобразный характер боевых правил в игре. Илья на кубиках выбросил что-то около 8 (1-2-5), я же 4-5-6. Разгромная победа, у галлов уничтожены 5 БЧ, у меня ни одной. Одна из трёх армий галлов перестала существовать. Я же в ответ запустил заальпийских галлов, заклятых врагов обычных галлов, погулять по их тылам. Заальпийцы немедленно разграбили одну из победных галльских областей. В общем, теперь галлам было чем заняться в ближайший ход.
Далее мы с Павлом-греком немного откормили вольсков - воинственный народ под боком у римлян, которых рассчитывали использовать как щит против римской экспансии. Однако Гай Публий Валерий, или просто Валера, играющий за римлян, очень удачно расправился с вольсками, пока они не набрали значительную силу. К концу первого хода этого народа больше не существовало, а их укреплённый город Антиум перешёл под контроль Рима.

Второй ход.
Следующий ход ознаменовался военными действиями, а именно: мои самниты осадили Капую, на деблокаду которой пришли римляне. Сражение решилось в пользу римлян и самниты отступили со значительными потерями. После этого в бой с Римом вступила греческая армия, тоже потерпевшая поражение, и под финал хода вновь одна из моих армий сразилась с римлянами и вновь проиграла. Три победы принесли Риму значительные преимущества – почти все его укреплённые города повысили свою лояльность до максимума (3 очка) и осаждать их стало очень трудно.
Надо сказать, что в первые два хода мне удачно приходило аж по две карты активации независимых держав. Одну я потратил на вольсков, остальные – на заальпийских галлов, борьба с которыми практически совсем отвлекла от агрессии вовне (то есть ко мне) галлов Ильи. Были ещё карфагеняне, которых я мог активизировать, но поскольку они враги греков, а с греками я пока сражался рука об руку, мне не хотелось нарушать наше боевое содружество. К счастью кроме меня Карфагеном могли управлять и римляне, что они и сделали, но их атаки были очень неудачны. Мы забыли разместить подкрепления Карфагена на первый и второй ходы, и вспомнили только когда Валера атаковал пунийцами греков в Сиракузах и проиграл им бой. Впрочем это не удивительно при численном соотношении 10 к 6 в пользу греков. Эх, были бы там наши забытые 6 БЧ пополнений. А так вместо одной атаки 12 отрядами получилось две атаки по шесть отрядов. Каждая из атак кончалась полным разгромом, после чего Карфаген не только потерял почти всю армию на Сицилии, но и укреплённый город - Лилибеум.
Победа в Сицилии развязала греку руки, тот начал экспансию на север, и с помощью большой армии со слонами захватил Капую и Антиум.
Между Римом и этрусками меж тем тянулась вялая война. В конце второго хода мы обменялись городами - я захватил у Валерия Нарнию, он у меня - Тарквиний. На третьем ходу Валерий решил отбить Нарнию и осадил её. Как раз в это самое время грек проводил свою экспансию. Тут у нас произошла заминка. Я активизировал самнитов и решил деблокировать Нарнию. Бой прошел очень удачно (к нему присоединились осаждённые в городе этруски) и я получил возможность захватить Рим. Тут меня охватили сомнения, после победы две армии моих народов - этрусков и самнитов, оказались в одной области, а я помнил, что союзное армии не могут находиться вместе. После 10-15 минут совместных исканий в правилах, мы выяснили, что я не мог деблокировать осаждённых этрусков с помощью своей самнитской армии. С сожалением пришлось отыграть назад, вместо Нарнии самниты пошли освобождать Тарквиний. Римляне облегчённо вздохнули. Ох, рано они радовались. Почти тут же, поняв, что Рим не такой уж и священный город, греки осадили его своей мощной армией и после непродолжительной осады город был взят. К концу третьего ходя у Рима осталось всего два города и не было практически никаких войск. Греки же накопили значительные военные силы, и с удачным набором карт могли не бояться ни одного из своих противников.

Третий ход.
Галлы в третий ход вернули под свою власть разграбленные заальпийцами области и выбрали себе серьёзного талантливого лидера Бренна. Я не преминул отправить его на тот свет, сыграв соответствующую карту. Правда, Бренн исчезает не на всегда, а только на ход, так что я только зря разозлил Илью. Он, кстати, и без Бренна очень удачно атаковал мой город Пизу (используя различные боевые хитрости на картах) и разрушил его до основания, А затем вновь отправился гоняться за рыскающими по его тылам заальпийцев, которых я опять туда спустил. Тем временем я захватил галльский город Геную очень небольшими силами (2 БЧ самнитов, вот куда они добрались с юга). Илья попытался отбить город своей армией из 10 БЧ, спешно переведя её через горные перевалы. И снова боевые кубики были к нему более чем несправедливы: он выбрасывает 1-1-4, я выбрасываю 5-5-6, побеждаю в битве, уничтожаю 6 БЧ. Но этого мало, галлы не могут отступить через перевалы, откуда пришли и поэтому их армия уничтожается полностью. В этом уже кубики не виноваты, но тем не менее эффект был велик – галльская армия перестала существовать.

Четвёртый ход.
Итак, перед четвертым ходом, греки были фаворитами: 8 очков (как и у меня, а у галлов и римлян по 6) и армия превышающая суммарно вооружённые силы любых двух других игроков. Тут мы подумали хорошенько и решили дружить против греков. Я замирился с галлами, которым разрешил отбить назад их победный город Геную. С Римом же я заключил натуральный союз по всем правилам.
Время подходило к шести часам и даже более того, поэтому мы решили, что четвертый ход будет последним. Пришло время действовать. У меня набралась приличная армия этрусков 7 БЧ, которую я увеличил до 9, переманив специальным событием пару греческих наёмников (пожалуй, самая полезная карта за последний ход). Первая атака была на Рим, в котором окопалась армия греков из 5 БЧ. Бой сложился очень удачно, армия была уничтожена, правда Рим пришлось вернуть римлянам, а не захватить себе, что поделать, союзник есть союзник. Кроме того, эта победа позволила освободить от греческого контроля и Капую, которая правда осталась независимой. Затем победоносная этрусская армия двинулась на юг и осадила Неаполь. Это несло двойную выгоду: я отнимал очки у своего основного конкурента (Неаполь – родной греческий город) и в случае успешного взятия получал город сам, а не отдавал союзнику. Надо сказать, мне повезло с моим этрусским лидером (звать Нумизий) – очень мобильный, он активируется любой карточкой, поскольку имеет рейтинг инициативы «1». В последний ход он, как экспресс, мотался по центральной Италии, атакуя и осаждая всё, до чего мог дотянуться. Тем временем Павел почувствовал, что победа ускользает из его рук и двинул армию из Сиракуз в Антиум на соединение с другой своей армией. Собрав таким образом 11 БЧ он пошел на деблокаду Неаполя. К счастью, у меня нашлась карта "Страшный ветер", которая отменяет битву. Мне удалось провести штурм и взять Неаполь, поэтому следующую попытку греков меня атаковать я встречал на своей территории. И всё равно, атака греков была опасной – их силы превышали мои почти в два раза, такое же преимущество было и по тактическому рейтингу полководцев (2 против 4). Но опять битву решил кубик, Павел бросает 1-1-2, я бросаю что-то близкое к средним значениям и побеждаю в бою. Последняя надежда греков не оправдалась. Павел ещё пытался штурмовать Лилибеум, гонялся за остатками римской армии в надежде разбить её и таким образов возвратить себе контроль над победными городами, но на штурм осталось слишком мало попыток, а римлянин очень удачно уклонялся от сражения. Я же отправил небольшой отряд захватить греческую победную область – Фурии, благо её никто не защищал, более того, даже греческий морской десант не успевал отбить её. Неаполь и Фурии дали мне необходимые победные очки и по результатам 4-х ходов я оказался победителем.


Итоги и впечатления.
В целом игра мне очень понравилась. Есть непонятные моменты в правилах, касающиеся распределения очков поддержки между союзниками и иные тонкости, но они не портят игру, их просто надо уточнить, тем более, что официальные разъяснения от авторов есть на сайте BGG.
Вопросы вызывает боевая система, в которой кубики решают очень много. Даже при огромных модификаторах, +7 или +9, армия может не просто проиграть, а быть разгромлена. Кстати, таблица результатов боя уже была исправлена разработчиками, раньше проигравший, выбросив единицы, наносил хиты сам себе, это ещё более ухудшало его положение. Откровенно говоря, я не знаю, как было в реальности, возможно в те легендарные времена небольшой отряд действительно мог нанести поражение огромной армии, но когда это происходит слишком часто и практически не зависит ни от чего, тут действительно у любого, даже опытного игрока руки опустятся.
Самый простой вариант, который приходит мне в голову – это бросать не 3, а 2 кубика для определения результатов боя. Это не только уменьшает разброс значений почти в полтора раза (2-12 вместо 3-18), но и уменьшает максимальное число потерь до 4 вместо 6. Возможно, стоит попробовать в следующей игре такой вариант.
В общем, я с удовольствием сыграю эту игру ещё. И не только потому что сегодня победил, а потому что сыграл наверное меньше четверти событий своей колоды, а очень хочется посмотреть на действие других, которые не удалось сыграть. Это не говоря о том, чтобы сыграть за другие державы – у каждой свой интереснейший набор карт событий, свои возможности, своя специфика. Очень удачная игра, я надеюсь, что излишне рандомная боевая система не отвратит нас от неё, игра того стоит!


Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]


chuikov85



Сообщение: 298
Зарегистрирован: 16.03.10
Откуда: Россия, Москва
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.01.11 03:12. Заголовок: Денис II пишет: Что..


Денис II пишет:

 цитата:
Что, на трезвую голову никак?



В такое - никак

Верить в наше время нельзя никому - порой даже самому себе. Мне- можно... © Спасибо: 0 
Профиль Ответить
bob hunter



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 12.04.11
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.11 15:51. Заголовок: А каким образом Пиза..


А каким образом Пиза из города стала поселением? Вроде в правилах ничего такого нет.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
TTK



Сообщение: 362
Зарегистрирован: 23.12.08
Откуда: Россия, Питер
Репутация: 1
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.04.11 21:01. Заголовок: Ее галлы событием &#..


Ее галлы событием "отПизили" до поселения картой из своей колоды "Тотальное разграбление всего, что не движется нах".

Думается, так оно и было...

бурумбуль Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение: 1750
Зарегистрирован: 18.09.08
Откуда: РФ, Москва
Репутация: 6
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.04.11 23:18. Заголовок: Так оно и есть, карт..


Так оно и есть, карта называется "City Abandoned". Правда, я не знаю точно, на всю ли оставшуюся игру город становится поселением, или до возвращения его исконному владельцу.
А вообще, перенос части правил из книги правил на карты - стандартная ситуация для CDG. Мы даже, помнится, когда-то обсуждали, стоит ли изучать карты перед игрой<\/u><\/a>, и то, что на них могут быть помещены не упомянутые в книге правила, для меня является основным аргументом "за".

Мир несовершенен, но не совершенно несовершенен. Г.Перельман Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Ответов - 24 , стр: 1 2 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 27
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет




Cесил Скотт Форестер и другие... неопубликованные переводы... неизвестные книги...