АвторСообщение
Maximus
администратор


Сообщение:882
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.09 00:35.Заголовок:Hellenes, отличная игра!


Сегодня сыграли в отличную игру – Hellenes от GMT Games. Ну что сказать, фирма эта как всегда, на высоте. Качественные компоненты, красивый дизайн, продуманные правила, ну и самое главное – увлекательный игровой процесс.
Вкратце расскажу о самой игре. Она посвящена Пелопонесской войне, которая велась между Спартой и Афинами, аккурат между Греко-персидскими войнами (с их знаменитыми 300 спартанцами при Фермопилах и Марафонским сражением) и усилением Македонии (лет за 50 до рождения Александра Македонского). Ситуация была такова, что после победы греков над Персией Афины стали все более и более возвышаться: построенный для войн с персами афинский флот позволил им стать хозяевами моря, афиняне основывали колонии, заключали союзы с более слабыми полисами, стремились взять под контроль западные территории – Сицилию и побережье Италии. Спарта, которая занимала прежде лидирующее место в Греции, в основном благодаря своей военной мощи (на суше), не хотела мириться с ростом влияния Афин. Поддерживаемая финансово персами, Спарта объявила Афинам войну. Вообще, я даже не знаю, как точно писать – Пелопонесская война или пелопонесские войны, потому что она шла в разное время в разных регионах и время от времени перемежалась непрочными мирными договорами.
В общем ситуация классическая – борьба кита со слоном.
На карте у нас сама Греция с окружающими ее морями, часть Малой Азии и Сицилия. Фишки в игре сделаны в виде деревянных блоков, на одну сторону которых наклеены обозначения войск – флотов, пехоты, конницы и лучников. Ставить их надо стоймя наклейкой к себе, поэтому противник не видит, какие у вас войска, но может подсчитать количество блоков и примерно оценить их силу. Каждый ход игрокам раздается по 6 карт, которые они поочередно разыгрывают или за очки или как события, и могут нанимать войска, двигать армии, плавать флотами по морю, проводить штурмы городов или разорение провинций. Каждый успешный бой, штурм или разорение приносит игроку очки престижа, кто заработает больше очков, тот и выиграл.

Ну вот, правила я вам рассказал, теперь вы сами можете играть, а я расскажу о том, как сыграли мы.
Решить начали с самого маленького сценария – кампании в Сицилии, длительность 5 ходов, а по времени разработчики обещали 2 часа. В этом сценарии в самой Греции воевать нельзя, вся военная активность идет только в Сицилии. Играть выпало мне за Афины, Илье – за Спарту. В начале игры Афинам приходится нелегко – пока у них нет достаточно большого контингента в Сицилии (6 отрядов), они имеют штраф «-1 действие», а кроме того, все их действия в Сицилии стоят в два раза дороже. То есть, сыграв 3-очковую карту, я мог совершить на Сицилии только какое-либо одно действие. К счастью, игра складывалась неплохо для меня: в первый ход я удачно перебросил десант из 6 отрядов с западного побережья Греции на Сицилию, чем снял все штрафы. Первым делом я осадил город Липару на небольшом островке, на севере от Сицилии, и штурмом взял его, затем весь мой десант высадился на самой Сицилии, и расположился на зиму в дружественных Афинам городах. На следующий ход (он же следующий год) я провел кампанию против города Силинус, осадил и взял его штурмом.
Вообще, штурмы в игре вещь довольно тяжелая и мне сильно везло на кубиках при взятии. Дело в том, что каждый обороняющийся в городе отряд наносит хит при броске «1-2», да еще и атакует раньше штурмующих, а наносимые ему хиты ополовиниваются. Кроме того, в каждом осажденном городе появляется местный гарнизон, который действует как еще один отряд. Обычные же войска наносят урон только на «1», поэтому ясно, что атакующим приходится очень несладко. Тем не менее, мой перевес в численности и удачные броски кубиков сделали свое дело, я захватил вражеский город. К этому времени ко мне прибыло пополнение – 4 отряда из самих Афин. Пожалуй, я мог отправить все 6 отрядов, которые стояли в Афинах, но тогда я еще не осознал, что военных действий в Греции не будет совсем, и побоялся оставлять город без прикрытия, тем более что рядом с ним, в Коринфе, стояли вражеские отряды. Илья тем временем усиливал свою армию в Сиракузах – главном сицилийском городе, большой крепости, оплоте спартанского влияния.
Дела развивались очень хорошо, я захватил уже два вражеских города, это давало достаточную базу для снабжения войск в зимнюю фазу. Под контролем Ильи оставалось лишь два сицилийских города – Сиракузы и Гела. Казалось, победа была близка, но осторожность и здравый смысл мне отказали (должно быть, боги-олимпийцы затмили мне разум). Я посчитал, что у меня достаточно сил, чтобы осадить оба города, что я и сделал. Возможно, мне не надо было этого делать, а пойти всей армией на небольшую Гелу и штурмовать её (при таком соотношении войск победа было очень вероятна). Тогда я смог бы вновь спокойно перезимовать и следующим ходом осадить Сиракузы и пытаться взять их измором. Возможно, удался бы и другой вариант – штурмовать Гелу частью сил, а другой частью осадить Сиракузы и не дать им придти на помощь Геле, а после еще и разорить провинцию, получив дополнительно очко престижа. Но я выбрал третий, авантюрный вариант и попытался взять штурмом Сиракузы. Это была ошибка, в Сиракузах были многочисленные войска – 4 отряда со здоровьем 3 и 4 плюс гарнизон. За каждый раунд они бросали 10-12 кубиков, наносили хиты на 1-2 и заставляли отступать мои отряды на 5-6. По-моему я продержался только два раунда, после чего решил отступить.
Неудачный штурм стоил мне очка престижа. Но еще хуже, он обескровил почти наполовину мою армию. Некоторые флоты ослабли до того, что не могли перевозить войска, их мобильность ухудшилась, пополнять афинские отряды в Сицилии нельзя, а немногочисленные местные союзники не могли составить костяк армии. Кроме того, осадив Гелу, я ушел всеми войсками из взятого Силинуса, не оставив в нем гарнизона. Город сразу же вернулся под контроль Спарты. Моя ресурсная база сократилось, пред частью армии возник призрак голодной смерти. К счастью, я смог отвести несколько отрядов в Грецию, зимние штормы их пощадили (сказались мои дары Посейдону). Четвертый ход ничего нового не принес – несильно потрепанная армия Ильи в Сиракузах полностью восстановила потери после штурма, а я пытался сразиться с отдельными эскадрами сиракузских кораблей, впрочем без особого успеха и пополнял местные отряды до полной численности.
Последний ход начался с моим преимуществом +8 по очкам престижа, что давало мне «маленькую победу». И тут игра вновь показала, к чему могут привести неразумные действия. Фактически было ясно, что Спарте уже не победить и я решил проиграть не на удержание счета а на максимальную активность. Начало этому положил Илья, отправив всю армию из Сиракуз в город Катану, где обосновалась моя обессиленная армия. Я решил не укрываться за воротами крепости, а принять бой, тем более, что силы были примерно равны, разве что вражеская кавалерия с их хитами на «1-2» меня беспокоила, но у меня тоже была пара отрядов с такой же атакой, правда атаковали они после кавалерии. Но увы, удача от меня отвернулась, коники бились очень хорошо, а остатки моих элитных гоплитов – нет. В результате, одна часть моей армии была уничтожена, другая часть отступила в надежде укрыться в городе.
Надо сказать, что у кавалерии есть неприятная особенность – они наносят дополнительный удар, если враг отступает с поля боя. Коникам и в этой атаке повезло, они уничтожили два отступивших отряда из трех, так что в городе у меня остался один слабый отряд и гарнизон. Я решил попортить врагу кровь и высадил десант в оставшихся пустыми Сиракузах. Увы, это принесло пользу только Илье: в следующем раунде он оставил под стенами Катаны один отряд, а остальной армией вернулся обратно в Сиракузы, где уничтожил мой десант. За победу в бою и за уничтоженный десант он получал очки престижа. Мне не хотелось упускать победу, и я атаковал двумя свежими союзническими отрядами единственный отряд врага, оставшийся осаждать Катану – кавалерию, которая опять показала свою мощь – на трех брошенных кубиках 1 хит и два отступления. Я проиграл еще одну битву, и противник получил еще одно очко престижа. Фаза зимы принесла последнюю потерю - осажденная Катана провалила проверку на истощение, последний отряд и гарнизон погибли и город оказался в руках сиракузцев. Илья получил еще два очка, и мы закончили игру с 3 ОП в пользу Афин, что означает ничью. Я полагаю, что за этот ход я потерял максимальное количество очков престижа, которое только мог. Еще одно подтверждение главного правила варгеймера, которое в меня вдалбливал Игорь Лукьянов во время наших игр в «Мушкет и Пику» - «можешь не ходить - не ходи!».

По времени игра заняла у нас часа четыре с половиной или пять – это больше, чем заявленное разработчиками время, но все же мы играли в первый раз, достаточно часто обращались к правилам, долго расставлялись в начале, пили чай и играли достаточно неспешно. Думаю, в следующий раз будем играть быстрее.
Игра оставила очень приятные ощущения, такое впечатление, как будто дали надкусить что-то вкусненькое, но не дали распробовать. Дело в том, что сицилийский сценарий не позволяет использовать почти никакие события на картах, поэтому никаких восстаний в колониях, никаких эпидемий, никаких перебоев в поставках хлеба и интриг Персии не было. Про то, что в самой Греции нельзя было воевать, я уже говорил. В общем, очень хочется попробовать сыграть полноценный сценарий с действиями на всей карте, должно быть очень интересно.
Ну и как всегда, не могу обойтись без замечаний и претензий. Первое – это конечно кавалерия. Это убер-юнит, атакует раньше всех, с высокой вероятностью нанести хит или заставить противника отступить (66%), да еще проводит дополнительную атаку при отступлении. Мне кажется, в античном мире кавалерия была гораздо более слабым видом войск. Кроме того, Илья нашел удачную тактику – набег – отряд кавалерии атакует мои войска, начинает битву, и тут же объявляет об отступлении из битвы, при котором наносит безответный удар кавалерией. Это уже больше похоже на действия парфян против римских легионов, а не на греков. Кроме того, параметры конницы совершенно не меняются даже при штурме, как она участвует в нем мне совершенно непонятно. По-моему, можно было бы ввести для нее второй «штурмовой» параметр, как это сделано для флотов, у которых сила на суше и в море различается.
Второй настороживший момент – это начисление престижа за битвы. Если вы в бою уничтожили вражескую армию, состоящую всего из одного слабого отряда – это считается большой победой и за это дается два очка, если же сошлись две огромные армии (ну, скажем, отрядов по 10) и в одной из армий уцелел хотя бы один отряд, которому удалось отступить, то это считается небольшой победой и за это дается одно очко. Мне кажется это неправильно, размер армий тоже должен иметь значение. Уже сам факт сбора большой армии говорит о важности именно этого столкновения, то, что стороны придают большое значение этой битве, и что она будет иметь большое влияние на престиж, даже если не закончится полным уничтожением и бегством одной из сторон. В то же время мелкая стычка двух отрядов, один из которых мог быть даже и не уничтожен, а просто отступил, не может считаться «великой победой». Возможно, что эти несуразности сильно проявляются именно в маленькой войне за Сицилию, потому что правила наверняка заточены именно на большие кампании в Греции. Будущие игры это покажут.
Отдельно хочу упомянуть о Павле, который присутствовал на нашей игре и не просто наблюдал за ней, но и был настоящим участником. Он помогал нам искать нужные моменты в правилах, расставлять армии, тасовать колоду, а главное – азартно болел за нас обоих, за меня и Илью. Спасибо, Паша, своей живой реакцией ты помог мне получить от игры еще большее удовольствие. Ну и конечно, спасибо Илье за коробку игры и за ее содержимое, и за то, что играть с ним всегда интересно и всегда непросто, до самого последнего броска кубиков.
Слайды завтра :)

Спасибо: 1 
Профиль Ответить
Ответов -18 [только новые]


Илья Литсиос



Сообщение:545
Зарегистрирован:20.09.08
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.09 01:06.Заголовок:Да, сыграли отменно...


Да, сыграли отменно. Правила очень толково и ясно написаны - в сущности оказался только один вопрос, на который мы не нашли ответа, да и тот относится к специальным правилам.

P.S. Против кавалерийский уберотрядов хорошо помогают лучники и собственная конница. В случае рейда противника они наносят удары первыми, а потом ещё и наподдают вдогонку. Армия из одних гоплитов действительно в игре очень уязвима для изматывающих атак всадников, особенно высококачественных вроде сицилийских или варварских. Наверное, автор хотел этим отразить печальные обстоятельства отступления Никия с войском от Сиракуз.

На свете есть два типа порядочных людей. Это философы и сознающие свой долг солдаты. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:883
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.09 15:34.Заголовок:Обещанные фото. Сини..


Обещанные фото. Синие – Афины, красные – Спарта. Маркеры с черепом взяты из игры Рунебаунд, они обозначают нейтральные области, в которые не могут входить ничьи войска.


Начало второго хода. Афиняне захватили остров неподалеку от Сицилии (там стоят два больших синих блока и один маленький - гарнизон). На окраине Сицилии местный союзники афинян (три блока) изготовились к атаке Силинуса (город с единичкой на красном фоне). Основная армия Афин (около 8 блоков) находится в городе Катане. На карте она заменена для удобства одним блоком с буквой «А». По соседству с ней – армия Сиракуз (4 красных блока) расположилась в своей родной провинции.


Конец второго хода (зима). Афины захватили Силинус, осадили и разграбили провинцию Сиракузы (на ней лежит оранжевый блок «Разорение»). Войска разошлись по дружественным городам, чтобы прокормиться зимой. Сиракузянам о зимнем снабжении беспокоиться не надо – их город способен прокормить целых 8 отрядов.


Общий вид карты в это время. Основная часть Греции, как видим, пребывает в мире и спокойствии. Небольшие армии в Афинах (синие), Коринфе и Спарте (красные) набираются для отправки в Сицилию.


Илья и Павел невеселы, ситуация складывается критично для Сиракуз, поддерживаемых Спартой, два города из четырех уже захвачены Афинами, еще одно усилие, и Сиракузы останутся в полном одиночестве против огромной армии афинян и их союзников.


Середина третьего хода. Моя первая ошибка – оставил без контроля Силинус – он автоматически возвращается под контроль Ильи. Даже если я сейчас войду туда своими отрядами, там снова появится красный гарнизон и начнется осада. Вторая ошибка – вместо того, чтобы атаковать уже осажденный мной город, я вторгаюсь основной армией в Сиракузы. Илья расставил свои блоки, чтобы решить, даст он мне полевое сражение или запрется в городе. Он выбрал второй вариант. В следующий раунд я провел роковой штурм Сиракуз, стоивший мне половины армии, которую невозможно пополнить в Сицилии.


Начало пятого хода. Мои войска ослаблены (почти все отряды с силой 1), в то время как враг пополнил свои отряды и нанял новые (в Селиниусе и Сиракузах). Теперь наступило время действовать красным. В этот ход Илья полностью уничтожит мою группу «А», возьмет Катану, уничтожит мой десант в Сиракузах, выиграет несколько битв и в итоге добьется ничьей.

Кстати, Катана не порт, при осаде флоты не могут в нем запираться, этот момент я упустил, но единственный раз когда Катана была осаждена, там был только один сухопутный отряд. Другой вопрос – может ли флот зимовать в Катане. В правилах на этот счет ничего нет, там говорится, что отряд должен находиться зимой не в области, а именно в городе, а вот прямого запрета для флота, как в случае с осадой, нет. И еще надо внимательно следить за состоянием флотов. Флот с силой 1 не может перевозить никакие отряды, мобильность всей армии резко падает.
И еще, при взгляде на общую карту, увидел, что каждый из противников контролирует в Греции по одному вражескому городу, а мы вроде бы считали что Платеи, захваченные Спартой компенсируются Липарой - городом на островке рядом с Сицилией. Так что возможно, очков престижа у меня могло быть еще больше?


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Andreas



Сообщение:328
Зарегистрирован:30.05.09
Откуда:Россия,Москва
Репутация:1
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.09 16:12.Заголовок:Любимая резолюция ца..


Любимая резолюция царя Николая: «Прочел с удовольствием!»

benedictus Dominus fortis meus qui docet manus meas ad proelium digitos meos ad bellum Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Илья Литсиос



Сообщение:546
Зарегистрирован:20.09.08
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:22.11.09 19:47.Заголовок:И еще, при взгляде н..



 цитата:
И еще, при взгляде на общую карту, увидел, что каждый из противников контролирует в Греции по одному вражескому городу, а мы вроде бы считали что Платеи, захваченные Спартой компенсируются Липарой - городом на островке рядом с Сицилией. Так что возможно, очков престижа у меня могло быть еще больше?



Просто 2 города в Греции, контролируемые Афинами, дают 2 очка престижа, а 2 города, удерживаемые Спартой, 3 очка.

На свете есть два типа порядочных людей. Это философы и сознающие свой долг солдаты. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Tanone



Сообщение:6
Зарегистрирован:15.10.09
Репутация:0
ссылка на сообщение  Отправлено:23.11.09 08:26.Заголовок:Обратите внимание чт..


Обратите внимание что для "большой победы" достаточно обратить в бегство. То есть фактически большая победа это когда враг полностью разбит и деморализован. Если враг организованно отступил, то это малая победа.

Тактика кавалерии которую применил Илья описана в правилах. :)
Собственно действительно как то греческая кавалерия не знаменита такими действиями.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:888
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:23.11.09 14:13.Заголовок:Мы так и играли. Про..


Мы так и играли. Просто мне не нравится, что большая победа считается даже тогда, когда разбит или деморализован один-единственный слабенький отряд, учавствовавший в битве. Ну а кони, которые одновременно могут осаждать немаленький город и дать сражение превосходящему противнику, да так, что тот бежит, не бросив ни одного кубика... "Ну, ежели вы и фарфор можете за обедом употребить..."(с)

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:918
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:17.12.09 12:01.Заголовок:Илья, по поводу ваше..


Илья, по поводу вашей игры в большой сценарий есть несколько вопросов. Как проявили себя лошадки в игре? Оказывали ли большое влияние в сражениях, использовались ли отдельно от армии? Какое отношение больших сражений и мелких стычек, что было чаще? И что приносило большее количество очков престижа, сражения, стычки или захват городов и восстания?

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Илья Литсиос



Сообщение:565
Зарегистрирован:20.09.08
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:17.12.09 21:41.Заголовок:Как проявили себя ло..



 цитата:
Как проявили себя лошадки в игре? Оказывали ли большое влияние в сражениях, использовались ли отдельно от армии?



Практически никак не проявили, поскольку конницы у обеих сторон было мало и качество у неё было плохое. Использовались всадники примерно как любой отряд с тактикой "А", т.е. для разведки и уклонений от битв. В последний ход мне пришла фессалийская конница, которая осадила один город и чудесным образом выкинула сразу "1" на истощение гарнизона.


 цитата:
Какое отношение больших сражений и мелких стычек, что было чаще?



Кажется, ни одного сухопутного сражения вообще не было. Я один раз предложил бой афинянами беотийскому ополчению, но Паша решил ретироваться.


 цитата:
И что приносило большее количество очков престижа, сражения, стычки или захват городов и восстания?



Осады, штурмы, разорение вражеских областей и морские сражения.

На свете есть два типа порядочных людей. Это философы и сознающие свой долг солдаты. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:925
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:19.12.09 22:06.Заголовок:Сегодня сыграли с Ил..


Сегодня сыграли с Ильёй большую кампанию (с 431 года до н.э.). Самое начало конфикта, так сказать. Вот картинка этого сценария с BGG



Вид как раз с моей стороны (я играл за Афины). Проспартанское восстание в Потидеях, их осаждает афинская группа быстрого реагирования (на переднем плане). Далее армии Фив, Коринфа и собственно Спарты (все красные) и главная армия Афин (синяя).
Началось всё с двух серьезных сражений в первый же ход. Афиняне встретили объединенную армию Спарты и Коринфа у стен родного города, дали им бой и победили! Это привело к головокружению от успехов, я поверил, что спартанцев можно бить на суше. Но дело в том, что у афин это единственная большая армия и она тает в боях, а Спарта может попеременно комбинировать свои основные войса (легендарные спартанские отряды гоплитов) с отрядами Коринфа и Фив, что позволяет ей оставлять невредимым ударный гоплитский кулак. В общем, во второй битве моя армия уже бежала от спартанцев за городские стены. Причём я был настолько нагл и самонадеян, что не отступил добровольно после первого раунда боя, поэтому вместо одного очка престижа потерял два. Ещё одна ошибка, которую я допустил - не блокировал Потидеи с моря, благодаря чему Илья перебросил в них подкрепления и мне пришлось с ними возиться несколько лишних ходов. Зато я разграбил две или три проспартанские области, за что и получил соответственное количество престижа (разбой в древней греции уважали).
На следующий ход я вновь бездумно бросился навстречу врагу, на этот раз спартанское войско было на недосягаемой высоте: из 11 кубиков Илья выбрасывает 7 хитов и 4 отступления. Армия моя, и без того обескровленная, потеряла несколько отрядов, почти весь флот и элитных афинских воинов. Разггром был ужасный, под угрозой оказались сами Афины. Тем временем разворачивалась борьба и за соседний с Афинами городок - Платеи. Несколько раз в нём возникали гражданские волнения, что позволяло противнику легче штурмовать город, однако благодаря переброске в него дополнительного отряда афинских гоплитов, город мужественно держался несколько ходов. Конец его был трагичен: осаждённый и объятый волнениями город подвергся истощению, на одном из трёх кубиков выпал хит. Зная, что вскоре начнется штурм, я не хотел терять ни одной единицы силы и поэтому решил воспользоваться жертвоприношением, которое заблаговременно приподнёс богине Деметре (она позволяет перебрасывать бросок на истощение). Богиня оказалась коварна, при новом броске выпало два хита. Гарнизон сражался стойко и был уничтожен только на третьем раунде боя.
продолжение следует

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Илья Литсиос



Сообщение:567
Зарегистрирован:20.09.08
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:19.12.09 23:05.Заголовок:богине Деметре (она ..



 цитата:
богине Деметре (она позволяет перебрасывать бросок на истощение). Богиня оказалась коварна, при новом броске выпало два хита.



Ещё бы! Ведь Деметра - богиня земли и, надо думать, ей не очень симпатичны афинские мореманы.

На свете есть два типа порядочных людей. Это философы и сознающие свой долг солдаты. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:926
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:20.12.09 20:32.Заголовок:Итак, в Афинах остал..


Итак, в Афинах осталась едва не уничтоженная армия в 3 блока, всё стало очень серьезно, падение Афин - это поражение. По счастью, к этому времени я наконец взял штурмом непокорные Потидеи и освободившийся отряд быстрого реагирования переместился в Афины и стал основой воссоздания афинской армии. Но стратегическая инициатива была у Ильи. Он с завидной регулярностью осаждал Афины, после чего разорял окрестности, зарабатывая этим по два очка престижа. Более того, он удачно сыграл карту чумы два раза подряд, вследствии чего все афинские отряды дважды потеряли по очку силы, а Перикл и восе умер (а ведь он приносил мне +1 очко действия каждый сезон!). Единственное, чем я смог ответить - это захват проспартанских городов - Левкея и Амбракия и периодические разорения областей. Увы, этого хватало только на то, чтобы компенсировать повышение спартанского престижа.
Тут Илья начал своё "генеральное наступление" в стратегическом смысле: он стал организовывать восстания в афинских колониях. Первое из них, полыхавшее на далёком Родосе несколько ходов, было подавлено, но одинокий афинский флот не мог справится с валом бунтов - вскоре запылало еще в двух местах - на Самосе и Маронее. Мне пришлось выделить часть сил из афинской армии и отправить их на Самос, но туда вскоре приплыл спартанский флот, который в ходе десантной операции уничтожил эту группу. Восстанавливать лояльность в колониях стало практически нечем. Вскоре на сторону Спарты переметнулся хиос, который, к тому же выставил сильный флот. Я решил сделать несимметричный ответ, спасти меня от поражения могла большая победа и захват какого-либо ценного города. Воспользовавшись тем, что Коринф остался со слабым гарнизоном, я высадил там десант (правда, не очень большой). Шанс на взятие города был, тем более, я сыграл карту Предательство и наносил при штурме защищающимся не половинные, как обычно это бывает, а полновесные хиты. Увы, кубики были не на моей стороне, штурм не удался, а подошедшее в коринф подкрепление полностью уничтожило мой десант. Правда, это заставило спартанцев отказаться от разграбления афинских окрестностей, и несколько оттянуло победу Ильи. Но в фазу сбора налогов, когда подсчитывается число подконтрольных вражеских городов всё закончилось: +9 очков престижа Спарты, +4 Афин, итого +5 в пользу Спарты. Учитывая, что общий уровень престижа уже был около спартанских +12, Илья с лихвой набрал требуемые 15 очков для победы. Так закончилась слава Афин.
В целом впечатления от игры самые положительные, с удовольствием сыграю еще, и наконец найду подходящую стратегию за Афины. Кстати, по сравнению с первым, сицилийским сценарием, игра значительно больше раскрылась. И приоритеты изменились (ни одной жертвы Посейдону и ни одного плавания через глубокие воды), и те элементы, которые мне не понравились в прошлый раз, в этот смотрелись органично. Сильные кони уже не казались такими сильными и два очка за гибель одного отряда не кажутся излишеством, так как одиночный отряд почти всегда может укрыться в городе, если только он сам не рискнул осадить кого-то или не вылез неосмотрительно из родственных провинций. Игра нравится и продолжает нравится, буду ждать новых игровых сессий в новом году!

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Илья Литсиос



Сообщение:568
Зарегистрирован:20.09.08
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:20.12.09 22:04.Заголовок:По нашему опыту дам ..


По нашему опыту дам несколько советов:
1) Вдумчиво организуйте передвижения войск - правильная организация этого процесса позволяет экономить немало очков.
2) Не рискуйте по пустякам - серьёзные неудачи довольно сложно компенсировать.
3) Приносите жертвы Зевсу, позволяющему сбрасывать карты и набирать новую руку - на собственном горьком опыте я убедился, что играть, имея четыре карты номиналом "1" в руке, совсем не весело.
4) Внимательно прочитайте правила Зимы и просчитывайте действия на несколько сезонов вперёд - очень обидно подготовить крупную операцию и обнаружить, что у вас не хватает одного хода для её осуществления или что нужно срочно спасать какие-нибудь отряды, которые не могут "бесплатно" отправиться на зимовку домой.
5) Афиняне: прежде чем играть карту "Повышение налогов", подумайте дважды. Как правило, если на карте уже есть восстание, то я это событие сыграл бы только в чрезвычайных обстоятельствах.
6) Спартанцы: прежде чем играть карту "Восстание", подумайте дважды. Если афиняне располагают резервами, то они легко подавляют одиночные мятежи и зарабатывают на этом престиж.
7) Оба игрока: не пренебрегайте теми родами войск противника, которые кажутся вам заведомо более слабыми чем ваши (т.е. флот у Спарты и сухопутные войска у Афин) - они совсем не так беспомощны и при случае могут наносить чувствительные удары.

Что касается правил, то они логичны и внятны. Единственный момент, который вызвал у меня сомнения, это то, что штурмы и проверки на истощение проводятся не в конце общего хода (за исключением зимы), а в конце хода каждого игрока, что, вкупе с имеющейся у игрока возможностью ходить два раза подряд, может приводить к несколько "геймерской" тактике - особенно в отношении Афин.

На свете есть два типа порядочных людей. Это философы и сознающие свой долг солдаты. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:927
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:20.12.09 23:01.Заголовок:А по-моему, нормальн..


А по-моему, нормально. В тот сезон, в который ты осадил город, ни штурмовать, ни истощать ты его не можешь. А за право ходить первым в следующий сезон приходится играть или карту минимального номинала или вовсе карту события, то есть фактически отказаться от любых других действий в этот сезон.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Илья Литсиос



Сообщение:570
Зарегистрирован:20.09.08
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:20.12.09 23:23.Заголовок:А по-моему, нормальн..



 цитата:
А по-моему, нормально. В тот сезон, в который ты осадил город, ни штурмовать, ни истощать ты его не можешь. А за право ходить первым в следующий сезон приходится играть или карту минимального номинала или вовсе карту события, то есть фактически отказаться от любых других действий в этот сезон.



Это не такая большая беда - обычно на руке бывает карта с номиналом "1", которую так или иначе нужно сыграть. Выгоды же от подобной стратегии могут быть очень большими. Легче её использовать, конечно, спартанцам, которые ходят первыми при картах равного номинала. Скажем в один ход ты играешь карту номиналом "3" и, если афинский игрок использует карту с меньшим номиналом, ходишь вторым. Ты осаждаешь Афины с суши, а в Саронический залив или в Геллеспонт или в Мраморное море выводишь какой-нибудь флот силой 1. В следующий ход ты играешь карту с номиналом "1" и автоматически ходишь первым. В результате весь гарнизон Афин несёт потери, как во время Зимнего истощения. То есть даже минимальная группировка в 6 блоков (включая сюда гарнизон) потеряет в среднем три уровня (а ведь в нашей игре в Афинах бывало и по 12-13 блоков), что равняется стоимости одной карты самого высокого номинала. Афиняне, конечно, ликвидируют в свой ход твой флот и получат престиж, но ты компенсируешь это разграблением Аттики. То есть обмен будет более чем выгодный. У тебя на операцию затрачено 2 оперативных очка, а у афинян на нейтрализацию её последствий уйдёт в среднем около 4 очков.
Впрочем, ситуация такая может возникать не так часто, так что большой проблемы не представляет. Другим вариантом подобной стратегии может быть внезапная высадка на одном из афинских островов и последующий штурм "дорогого" города. Правда предприятие это более рискованное, но и более прибыльное в перспективе.


На свете есть два типа порядочных людей. Это философы и сознающие свой долг солдаты. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Илья Литсиос



Сообщение:571
Зарегистрирован:20.09.08
Откуда:Россия,Москва
Репутация:2
ссылка на сообщение  Отправлено:21.12.09 00:24.Заголовок:Игра, кстати, действ..


Игра, кстати, действительно отличная. Я бы поставил её в один ряд с лучшими представителями моей коллекции - Combat Commander, Rome at War, C&C, Unhappy King Charles, Paths of Glory, Battles of Waterloo и SPQR.

На свете есть два типа порядочных людей. Это философы и сознающие свой долг солдаты. Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Levsha



Сообщение:23
Зарегистрирован:29.01.09
Откуда:Тула
Репутация:0
ссылка на сообщение  Отправлено:04.01.10 20:49.Заголовок:Maximus В Москве и..


Maximus

В Москве игра есть? По чем?

Dum Spiro Spero Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Дядя Леша



Сообщение:21
Зарегистрирован:07.03.09
Репутация:0
ссылка на сообщение  Отправлено:03.03.10 20:14.Заголовок:Игра строго на двух ..


Игра строго на двух человек? Я правильно понимаю?


Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Maximus
администратор


Сообщение:1082
Зарегистрирован:18.09.08
Откуда:РФ,Москва
Репутация:3
ссылка на сообщение  Отправлено:03.03.10 21:56.Заголовок:Совершенно верно, дл..


Совершенно верно, для двух. C блоками, по-моему вообще мультиплеерных игр не бывает. Если тебе хочется мультиплеер на античность, возьми Successors или Sword of Rome.

Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 29
Права: смайлыда,картинкида,шрифтыда,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет




Battles-Magazine-13 Cесил Скотт Форестер и другие... неопубликованные переводы... неизвестные книги...